№2 2005


Содержание


Анатолий Белов. В петербургском полуподвале. Стихи.
Петр Кожевников. Прерванное бессмертие. Повесть.
Алексей Давыденков. Пересекая Опочку и Рим. Стихи.
Татьяна Алферова. Как мореплаватель на корабле. Стихи.
Алексей Ахматов. Дом в Комарово. Рассказ.
Михаил Головенчиц. Незабытый перекресток. Стихи.
Владимир Хохлев. Дворовые истории. Рассказы.
Андрей Романов. Ты мне солнце снежное не застишь. Стихи.
Молодые голоса:
Кирилл Пасечник. Чтоб вечно воевал Егорий на монетках. Стихи.
Настя Денисова. Жду у моря погоды. Стихи.
Школьная тетрадь:
Дарья Бухарова, Екатерина Бадамшина. Стихи
Сибирские гости:
Михаил Вишняков. Белые вербы Даурии. Стихи.
Юрий Блинов. Мертвая петля. Коса на камень. Аз воздам. Рассказы.
Французские гости:
Лоран Эскер. Слезой горит Звезда. Стихи.
Жан Бло. Солнце заходит на Востоке. Эссе.
Анатолий Аграфенин. Наш итальянский Пушкин. Очерк.
Валентина Рыбакова. Красный Редьярд. Статья.
Александр Беззубцев-Кондаков. Без черемухи. Статья.
Евгений Лукин. Три богатыря. Эссе.
Ростислав Евдокимов-Вогак. Ахилл и Геракл. Статья.
Голос минувшего:
Виктор Конецкий. Я думаю о вас с нежностью. Неизданные письма.
Григорий Сабуров. Бергерман. Рассказ.
Кирилл Козлов. Цветы как люди. Этюд.
Андрей Гришаев. Я принес тебе букет цветов. Стихи.

SnowFalling

Кирилл КОЗЛОВ

ЦВЕТЫ КАК ЛЮДИ

Этюд

Фотовыставка «Цветы как люди», прошедшая этой осенью в Союзе художников (ее авторы – Галина и Сергей Андреевы), не является случайной. Дело в том, что в Петербурге безраздельно господствует осенний фотомарафон, собравший вокруг себя множество имен. Несмотря на то, что фотография (как и дизайн) стала модным видом искусства, она в значительной степени способствует развитию эстетико-философской мысли. Если художнику для создания шедевра требуется уединение, то фотографу требуется скорее обратное – он вливается в толпу и создает свой шедевр прилюдно. Если вы скажете, что он является выразителем философии улиц, вы скорее сделаете ему комплимент, чем нанесете обиду.

Главные действующие лица фотовыставки Андреевых – цветы. Тому, кто заметит, что цветочная тема не может привлечь сегодня ничье внимание, предлагаю вспомнить цветочные фотокомпозиции Роберта Мэпплторпа. Цветы Мэпплторпа были признаны «грамотной эротикой» - эротикой выдержанной, а соответственно, подтверждающей бесспорный талант ее создателя. Уникальное видение Мэпплторпа, которым не пренебрег и Государственный Эрмитаж, ценно именно эротической составляющей, хотя корректен фотограф далеко не всегда. Не сравнивая работы Мэпплторпа с работами Андреевых, скажу лишь, что и в том, и в другом случае мы имеем дело с осмыслением эротики в современном искусстве.

Что же касается современного дизайна, то цветочные мотивы все чаще вписываются в сложные и далеко не гламурные контексты – цветы красуются, к примеру, на обложках специальных книг по искусству. Самый яркий пример – книга искусствоведа Виктора Головина «Мир художника раннего итальянского Возрождения» (2003). Что же касается Андреевых, то их работы являлись бы чистым дизайном, если бы они существовали вне индивидуальной выставочной концепции.

Но вернемся к эротике в искусстве. Как уже говорилось, работы наших авторов проникнуты эротическим восприятием действительности. Весьма уместна, на мой взгляд, еще одна очевидная аналогия – эротический символ Владимира Набокова. Представим, что произведения Набокова можно проиллюстрировать фотографией. Если бы Андреевы поставили перед собой такую задачу, то у них бы получилось что-нибудь интересное – благо цветочная тема это сделать позволяет. И вправду, некоторые работы фотографов напрямую отсылают к Набокову, например, работа «Девочка из соседнего класса». Абсолютно верно: перед нами бабочка, готовящаяся к своему эротическому полету, столь прекрасному, сколь и недолговечному. Искусство не может обойтись без эротики по определению.

А теперь – о главном. Наши авторы придумали весьма оригинальные названия к своим работам. В этом, пожалуй, кроется основный замысел – первая часть, впечатления, это всем нам знакомые цветочные образы, мимо которых в принципе можно пройти мимо; вторая часть, ассоциации, это целая система сжатых философских пояснений, мимо которых уже пройти нельзя никак. Синтез этих двух компонентов дает нам вполне миролюбивый реактив в чистой пробирке, который мы подносим к свету и с удовольствием разглядываем – чем вам не счастье внезапного открытия? Уже кажется, что в наших руках действительно что-то ценное, что-то запоминающееся, что-то неизбежно связанное с искусством.

Надо сказать, многие современные художники и дизайнеры разделяют мнение Галины и Сергея Андреевых. Так, размышляя об искусстве и обо всем, что с ним связано, известный художник Илья Пиганов приходит к выводу, что «не хочется соперничать с Творцом. Тем более с Ним бороться. Любой самый простой цветок или плод совершеннее человеческого творения, глубже, чувственнее. Что может быть эротичнее спелого лопнувшего инжира?» Данная мысль чрезвычайно важна: если мы говорим о постепенном воспитании художественного вкуса, то нужно начинать именно с работ Андреевых. Чудес не бывает: нельзя изучать логарифмические функции, не изучив таблицу умножения. Даже эпатажный гений сюрреализма Сальвадор Дали боготворил светопись Вермеера и советовал своим современникам тщательнее штудировать историю искусства.

К сожалению, работы не разделены на циклы, что еще больше бы подчеркивало четкую, структурированную мысль фотографов. Правда, Галина Андреева пояснила, что циклы существуют (при ознакомлении с работами это сразу становится очевидным), просто по определенным причинам их названия не были представлены на выставке. Кстати, в каталоге выставки названия циклов имеются: это «Короли и придворные», «Ловеласы», «Чувства», «Любовь», «Сложности женской судьбы», «Свадьба», «Родственные связи», «Дети» и т.д.

Остановимся на нескольких циклах, которые по тем или иным причинам удались. Цикл «Короли и придворные» - один из таких уникальных циклов, в которых есть практически все, что нужно капризному зрителю. Работа «Китайский император» - это полупафосный-полуэротичный образ, который можно с полной уверенностью назвать классикой жанра; «Светские сплетницы» - весьма тонкая ассоциация, легкий и ненавязчивый диалог; и, наконец, неожиданное открытие – «Комплекс Наполеона» - поистине мастерская и подчеркнуто хладнокровная ассоциация. В целом цикл «Короли и придворные» оставляет хорошее впечатление, ассоциативный ряд здесь заслуживает высокой оценки. Другой цикл, имеющий название «Порочное общество», является, пожалуй, самым смелым и неожиданным: чего стоит хотя бы одна работа «Проститутка, получающая удовольствие». Ассоциативный ряд великолепен – остросоциальный контекст, вписанный в работы из этого цикла, является главным подтверждением того, что авторы размышляют, а не просто любуются своими снимками. Собственно говоря, вот они – цветы зла – если кто-то хотел их увидеть. Порочное общество предстает перед нами, с одной стороны, в своей беззаботной легкомысленности, а с другой – в своей хищнической ипостаси. Еще один цикл называется «Философия». Здесь ассоциативный ряд может быть значительно расширен. Если принять цветы как символы созерцания и мудрости, то не лишним будет поразмышлять о восточной поэзии и философии и тогда, как писал древнекитайский поэт Цюй Юань, «пусть жажду мою утоляет магнолий роса и пищей послужит упавший с цветка лепесток».

Цветы как люди; цветы как выразители наших идеализированных любовных грез; цветы как носители эротического начала – любая из этих ипостасей может вывести нас к индивидуальному эстетическому выводу. Галина и Сергей Андреевы сделали свой ход – не испугавшись возможных обвинений в упрощённости идеи, они рассказали весьма занимательную историю, не скучную и не претензионную. И в этом есть особая ценность.

____________________________________________________

Кирилл Козлов – поэт, искусствовед, автор книги «Возвышенные контрасты», сотрудник журнала «Северная Аврора».

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.