№4 2006


Содержание


Александр Ковалев. Время пустых скворешен. Стихи.
Евгений Каминский. Деревья. Стихи.
Иван Зорин. Распятый по правую руку. Рассказ.
Дмитрий Каралис. Грустный июль. Рассказ
Иван Леонтьев. Питерский Гаврош. Рассказ.
Зинаида Такшеева. Кукушка. Рассказ.
Лев Мочалов. Я цену знал себе – служа стиху. Стихи.
Молодые голоса:
Петр Шабашов. Кляуза. Повесть
Анатолий Аграфенин. Улица Тундра. Рассказ.
Тревоги войны:
Виктор Югин. Кавказский узел. Очерк.
Евгений Лукин. Джаханнам. Поэма.
Олег Шабуня. На руинах Грозного. Записки репортера.
Андрей Распопин. Записки на шайтан-трубе. Воспоминания.
Запорожские гости:
Ярослава Невмывако, Анна Лупинос, Лорина Тесленко, Борис Ткаля, Ольга Лебединская, Игорь Литвиненко, Светлана Скорик. Стихи.
Карельские гости:
Тойво Флинк. Скрылась улица в тумане. Стихи. (перевод с финского Л.В. Куклина).
Голос минувшего
Лев Куклин. Эдинбургские скамейки. Рассказ.
Александр Новиков. Слово – Глебу. Очерк.
Анатолий Степанов. Пушкин и остальные. Заметки
Геннадий Морозов. Гений чистого бельканто. Очерк.
Владимир Полушко. «Повелели мы учредить». Статья.
Сергей Цветков. Весна в Арморике. Путевые заметки.
Елена Елагина. Художник Андрей Ушин. Эссе.

SnowFalling

Анатолий АГРАФЕНИН

МОЛОДЫЕ ГОЛОСА

Анатолий АГРАФЕНИН

УЛИЦА ТУНДРА

Документальный рассказ

В паспорте Юли Сэротэтто так и записано: место жительства – Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, поселок Панаевский, улица Тундра.

Вот именно – «улица». Юля просила, чтобы поставили хотя бы уточнение – «4-я бригада». Но паспортистка сказала, что это ничего не объясняет, а только запутывает. Правильнее было бы просто обозначить «тундра», и все. Но казенная печать о прописке разделена на графы. Так что, если уж куда и записывать, так в графу «улица».

А конца и краю этой «улице» нет. В течение года ненцы проходят тысячи километров, гоняя своих оленей. Зимой они идут на юг, ближе к низовью Оби, где теперь расположились основные поселки Заполярья. Летом, когда мох становится похож на губку и тундра превращается в сплошное болото, кишащее мошкой, аборигены правят стада к берегам Карского моря. На Ямале зарегистрировано крупнейшее поголовье в мире – более полумиллиона оленей. Чтобы прокормиться, нужно двигаться очень быстро. Стойбища останавливаются на одном месте на 2 – 3 дня. И снова в путь.

Вот и Юля собралась в дорогу. Правда, если ее бригада двигается в одном направлении, ей нужно совсем в другую сторону. Юля учится в ветеринарном училище в Салехарде. Вообще-то занятия, как положено, начались 1 сентября. Но тогда вертолеты собирали детишек в школы. У ненцев семьи большие, но зимой в стойбищах остаются только самые маленькие, остальные живут в интернатах. Юля и сама закончила один из таких в Панаевском. Сейчас об этом времени вспоминает с улыбкой.

Когда прилетел первый вертолет, ребятишки, не желая покидать дом, убегали в тундру. Они думали, вертолет заберет тех, что постарше, и исчезнет навсегда, а они останутся с мамкой. Наивные! Ну разве в тундре спрячешься? Тут грибы вырастают выше деревьев. Отец в миг найдет, да еще и отшлепает!

Впрочем, не привязанность к чуму или материнской ласке удерживало малышей. У каждого ненца с детства есть свой ручной олень – авка. Когда они маленькие, их даже в чум берут. Авки и есть главный эпицентр заботы и внимания каждого ненецкого мальчишки и девчонки.

В школе собираются сотни ребят из разных стойбищ с шестилетнего возраста. Первый год уходит на адаптацию, учебу русского и азов грамотности. А потом обычное среднее образование. И жизнь, конечно. Блага цивилизации – горячая вода, телевидение, книги… Но для ненцев город не так притягателен, как свободные просторы. После чума в домах спать тяжело: жарко и сухо от центрального отопления. Ребята открывают на ночь окна, воспитатели ругаются. Всюду же южные растения. Не было еще года, чтобы какую-нибудь пальму или фикус не заморозили.

Все первые дни сентября вертолеты занимались только школьниками. Так Юля и опоздала к началу учебного года. Но тут отец пришел и сказал, что нужно собираться. По рации он узнал, что в соседнюю, третью, бригаду, прилетает вертолет. Юля собрала городскую одежду и полезла в бабушкину шкатулку. У ненцев вещей немного: кочевая жизнь требует избавляться от лишнего. Единственное, что цивилизация внесла во многовековой уклад их жизни за последние годы – это радио, рация и буржуйка. Семейных реликвий тоже немного, и они передаются из поколения в поколение. В бабушкиной шкатулке Юля хранит самое ценное: уже упомянутый паспорт, золотые сережки и красную губную помаду. В тундре все эти вещи ни к чему. Но в городе-то разве без губной помады на улицу выйдешь!

Еще Юля достала сделанный в подарок преподавательнице пояс. Летом, когда солнце почти не заходит, она вышила традиционный ненецкий орнамент. Он повторяется десять раз, значит, десять вечеров потрачено на работу.

Отец запряг оленей, и они помчались. Бригады располагаются друг от друга километрах в сорока, чтобы стада не мешали пастись и не смешивались. Сейчас в Заполярье уже снег. Но тогда, в середине сентября, тундра еще была полна красок. Если смотреть с вертолета, такое ощущение, что перед тобой полотно импрессиониста. Седой ягель, бурый и белый песок, темно-красная шишма. Десятки рек, сотни озер – то стальных, то голубых, то подернутых зеленью… Нередко можно увидеть и следы от какой-нибудь тяжелой техники. Вездеход или грузовик, промчавшийся по тундре, оставляет черную колею, которая как незаживающая рана еще долго будет напоминать о себе.

Но пока цивилизации не удается переломить тысячелетний уклад ненцев. Вот, например, чум – исконный дом всех северных народов. Он прост, но он – само совершенство. Ученые считают, что чуму не меньше двух тысяч лет! И все эти тысячелетия он строится по одним и тем же законам: связывают три жерди, устанавливают их как распорку, вокруг них ставят другие – всего ровно 40. А уже на жерди кладут зимой шкуры, летом брезент.

Чум всегда ставят женщины. На его строительство уходит обычно чуть больше получаса. А уже когда дом готов, разводится огонь, готовится обед.

Жерди для чума – большая ценность. Их покупают специально – в тундре деревьев нет. И десятилетиями возят с собой со стоянки на стоянку. Зимние жерди – толще и тяжелее. Раньше их оставляли на лето – ведь переходы каждой бригады, хоть и накручивают тысячи километров, обычно движутся веками по кругу. Сейчас оставлять в тундре ничего не рискуют. Если, скажем, на жерди наткнуться белые люди, заберут на дрова. Понятно, не со зла. Но куда деваться в разгар зимы без чума?

Белые люди часто непроизвольно приносят с собой зло. Как-то летом приехала в стойбище женщина-ученая. Ненки ей все объяснили, куда ходить, как сделать так, чтобы чувствовать себя хорошо и комфортно. Но об одном забыли. Однажды утром глядь, а она уже, намылив голову, склонилась смывать шампунь в озере! На силу успели оттащить. Отвели ее за чум, ведра натаскали, кое-как смыли. Она потом извинялась, что не подумала, что эту воду пьют и так далее. Но ладно шампунь, а если какой-нибудь водитель запустит в озеро ведро из-под солярки. Равновесие в тундре нарушается мгновенно. И пускай Ямал по территории сколько-то там Франций, если не относиться бережно к тундре, она очень скоро превратится в зловонное гниющее болото.

По снегу-то на нартах мчаться одно удовольствие! По мху полозья скользят быстро, но сам ты подскакиваешь на каждой кочке. И тут хоть тысячу перин под себя подложи, все одно будешь чувствовать себя принцессой на горошине. О себе напомнит то острый шов, то складка одежды из оленьих шкур.

Свою одежду ненцы изготавливают сами. И мода ее не изменила за прошедшие тысячи лет. Говорят, оленьи шкуры моль не берет и мошку отгоняют. Свои традиционные наряды ненцы одевают прямо на голое тело. Если натянуть белье или, скажем, спортивный костюм, ткань быстро намокнет от пота. И тогда все – человек замерзнет. А так ты греешься от собственного тепла, которое удерживает мех.

Отец привез Юлю к соседям и тут же уехал. Девушка остановилась в семье Климовых. У Владислава Григорьевича и его жены Просковьи трое детей. Двое в школе, третий – 2-летний Кирилл пока все больше у мамки на руках.

Третья бригада больше Юлиной четвертой – тут шесть тысяч голов. В основном бурые олени. В Юлиной, напротив, олени в основном белые. Кстати, и Юлина фамилия Сэротэтто в переводе означает «Имеющий белых оленей».

Северный олень – существо нежное и хрупкое. По росту он едва достигает груди. Это удивительное ощущение войти в загон, куда собирают оленей на ночь. Его делают из собранных во время летних походов к морю рыбацких сетей, выброшенных на берег штормом. Эту хрупкую изгородь сломать ничего не стоит, но олени никогда не пойдут на ее штурм.

А еще сказочное ощущение, когда утром их выпускают на пастбище. На тебя несется лавина, кажется, еще немного, и она сомнет тебя, раздавит. Но в последний момент этот поток расступается и обтекает тебя, как будто ты утес…

Когда будет вертолет, никто толком не знал. Он может и вовсе не прилететь. Мало ли непогода или планы изменились. В нем может, наконец, не оказаться места. И тогда Юле придется зимовать в чужой бригаде. Дело каждому найдется. И не в традициях ненцев отказывать в гостеприимстве. Тут всегда все делят поровну. И оленей, и чай, и сухари, привезенные с «большой земли».

В ненецкой семье все расписано почти по минутам. Но самое сладкое время – это вечер, когда готовится на огне горячий ужин. Оленина и рыба, выловленная в реках и озерах, – главная пища аборигенов. Витаминов мало. Недостаток гемоглобина восполняет свежая оленья кровь. Каждая бригада в год забивает в среднем 400 голов. Большая часть сдается на мясокомбинаты. Северный ямальский олень очень ценится во всем мире. Ведь в отличие от, скажем, скандинавского, вскормленного на комбикормах в неволе, ямальский пасется в естественных экологически чистых условиях.

В оленеводческих бригадах хозрасчет. В среднем оленевод зарабатывает 7 тысяч рублей в месяц. Жены получают – 2 тысячи и оформлены как чумработницы. Квартир в заполярных поселках оленеводы, как правило, не имеют. Но при выходе на пенсию им жилплощадь предоставляют. Например, в том же Панаевском. Раз в два года жителям тундры положен отпуск – на полгода. Каждый его проводит, как хочет. Но на «большую землю» мало кто улетает – очень дорого. Так что о такой экзотике, как большие города, теплые страны, ненцы знают только из радиопередач да еще из газет, которые, правда, в тундру попадают редко и по большей части случайно.

А радио и рация – самые ценные вещи в каждом чуме. Дальше по приоритету идут чашки. В отличие от чайников они постоянно при переездах бьются. Поэтому в семьях довольно пестрые сервизы, а каждая чашка перед следующим переходом тщательно заворачивается в тряпки или бумагу.

К счастью, вертолет прилетел ровно в срок. И место для Юли нашлось. Климов зарезал оленя, и свежее мясо упаковали в мешки.

Через несколько лет Юля, дипломированный ветеринар, снова встанет перед выбором. Куда дальше? Сегодня она убеждена, что вернется в тундру. Потому что для нее нет места на земле красивее, роднее и уютнее.

Ненцы – самый многочисленный северный народ на Земле. И хотя их всего несколько десятков тысяч человек, именно они хранят то, что можно назвать достоянием всего человечества, – культуру взаимоотношения природы и человека, набравшегося мужества жить в экстремальных условиях. За тысячи лет этот народ достиг совершенной гармонии, он, по сути, стал частью тундры.

Мы можем гордиться, что большая часть ненецкого народа живет в России. В отличие от Америки, где аборигены попросту были смяты и уничтожены, в отличие от Африки, где большинство населения пережило период колониального рабства, в России две цивилизации – древняя северных народов и современная белая, сосуществовали рядом, помогая и взаимно дополняя друг друга. Как подчеркивает главный редактор ненецкой газеты «Няръяна Нгэрм» Хабэча Чываревич Яунгад, ненцы не только всегда относились лояльно к России, они всегда были стражами ее северных рубежей, хранителями Русского Севера, спасателями, дававшими еду и кров потерпевшим кораблекрушения морякам и участникам полярных экспедиций.

И сегодня, когда Север оказался богат не только бескрайними просторами, но и полезными ископаемыми, мы снова стоим перед красной чертой, разделяющей интересы двух цивилизаций. И нам постоянно нужно серьезно думать о том, как, вступая на земли исконного обитания северных народов, не навредить им. Чтобы у Юли, ее младших братьев и сестер сохранилось желание возвращаться. И главное, чтобы им было куда возвращаться. На эту бескрайнюю «улицу» Тундра.

Анатолий Аграфенин – прозаик, автор книг «Саквояж впечатлений» и «Виза в мир», член Санкт-Петербургского Союза журналистов.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.