№16 2012


Содержание


Ника Батхен . Звонят колокола и звуком алым…». Стихи.
Сергей Носов. Не самое страшное. Рассказ.
Юлиан Фрумкин-Рыбаков. Рождество в Шлиссельбурге. Стихи.
Анастасия Розентретер . Рождественская сказка . Рассказы.
Андрей Неклюдов . Как помочь Гере? Рассказ.
Вячеслав Овсянников . Прогулки с Соснорой. Дневник.

Русский мир

Павел Грушко (США). Стихи разных времен. Стихи.
Инна Иохвидович.(Германия). Собачка с дамой. Рассказ.
Виталий Асовский (Литва). Начало прощания. Стихи.

Петербургские мосты
Михаил Квадратов (Москва). Праздник урожая. Стихи.
Владимир Борискин (Санкт-Петербург). ANNO. Стихи.
Мария Маркова (Вологда). «Снега щепотка и ветра порыв…». Стихи. Голос минувшего
Виталий Масюков. Далекая галерея. Стихи.
Алексей Давыденков. Сильвер или Черная метка. Повесть.

Сирийские гости
Саид Хуранийа. Эмилио. Рассказ.
Джамаль Джунайд. Тайна. Рассказ.

Новые переводы
Ян Каус. На траве лежит человек.  Стихи.
(перевод с эстонского Елены Скульской)
Антанас А. Йонинас. Луна, скользящая стерней. Стихи.
(перевод с литовского Виталия Асовского)
Беррис фон Мюнхгаузен. Братина.  Стихи.
(перевод с немецкого Евгения Лукина)


Руслан Соколов. Инициация или Реки Аида. Статья.
Елена Елагина. Андрей Харшак: «я могу всё». Статья.
Содержание журнала «Северная Аврора» №№ 1–15

SnowFalling

Виталий МАСЮКОВ

ГОЛОС МИНУВШЕГО

ДАЛЕКАЯ ГАЛЕРЕЯ

комментарии дилетанта

Перед картиной Боттичелли

«Поклонение царей»

октава

Цари склонились с кротостью овечьей.

И кажется, что тишь вокруг благая

и сладостно благоухает мирра,

и лишь Младенцу уготован трон…

Но внекартинный зритель недоверчив,

легко и приземленно полагая,

что каждый царь в какой-то мере Ирод,

а если и не Ирод, то Нерон.

Касательно картины Леонардо

да Винчи «Джоконда»

триолет

Он женщину писал, писал Джоконду.

А написалась сумрачная Тайна.

Неужто своенравна кисть фатально?

Он женщину писал, писал Джоконду.

Когда лишь намечал легонько контур,

Услышал гомон вдаль летящих стай… Но

он женщину писал, писал Джоконду.

А написалась сумрачная тайна.

Блудному сыну с гравюры Дюрера

(а также отчасти с картин Пальмы Младшего

и неизвестного художника)

неосекстина

Голод – не тетка, как говорится.

И зачерпнуть ты хотел из корытца

то ли рожков, то ль протухшей ботвиньи.

Втуне! Кормушки каждую пядь

ныне готовы в бою отстоять

свиньи.

Слаб ты, мой брат, по сравнению с ними.

Ты – приунывший, гонимый, ранимый,

в сальном камзолишке с жалкою штопкой...

Свиньи ж напористы, гладки, бодры,

свиньи не знают одежд и хандры

топкой.

Так что, голодный, припав на колено,

стой средь враждебно-бесстрастной вселенной,

рядом со жрущими свиньями, чтоб их!...

И вспоминай, как, болтлив, краснолиц,

пил ты мальвазию с парой девиц

сдобных.

Ты вспоминай (хоть проклятая память

колет зазубренно-злыми шипами),

как ускакал на кобыле гривастой

из дому, как в разбитных кабаках

всех угощал без разбора и как

хвастал.

Ты вспоминай, как сказал домочадцам,

прежде чем вдаль горделиво умчаться:

«Всех что ни есть удостоюсь наград, мол!»…

Только в своей убеждаясь вине,

ты – человек в окруженьи свиней,

брат мой.

Касательно картины Мурильо

«Вознесение»

узинса

(читается снизу вверх)

к вспышке…

и выше –

воспарила

Мария

зорь, ветров и тучек

певучих

в несказанное слиянье

в сиянье,

чуя, как свою тоску о Сыне, –

отныне

сирых и все их долготерпенье

все пени

где любой иль болен иль унижен,

от хижин,

жабы и та тварь, что глянуть ввысь не смеет,

где змеи,

выжженной земли, от грязи и от дерна,

От черной

Попытка озвучить картину

Неизвестного художника «Осада»

тенсона

Расставив ноги, чтобы не шататься,

и выставив вперед живот, как жбан,

вопит он снизу, с вала: «Святотатцы!

Вас не спасут броня и ворожба!

Мечи и стрелы наши – видит Бог! –

губительны для ладанок и лат.

Мы перебьем вас, будто бы цыплят!»

А с башни замка, тощий, однорукий,

склоняющийся хлипко, как ветла,

хрипит: «Христопродавцы и ворюги!

Уж заждалась огня смола в котлах.

У нас ее в достатке – видит Бог! –

чтоб подпалить со стен всю вашу рать

и прямо в ад отправить – догорать!»

Так, распаляя несуразной злобой

и без того недобрые сердца,

кричат, кричат, кричат они. Но оба

зря полагают, будто созерцать

осады копошенье должен Бог.

На крик воззрился было вельзевул,

да тут же отвернулся и зевнул.

Перед картиной Веласкеса

«Себастьяно Мора»

сонет

Что на меня глядишь так, Себастьяно?

Ты ошибаешься, я не таков.

Да, припозднился я вчера в гостях, но

там не разбил ни окон, ни очков.

Да, на прощанье в эйфории пьяной

наговорил лишку, так ведь стихов!

Да, собирался стибрить фортепьяно –

не стибрил, а ведь – пара пустяков…

Сбиваюсь, будто ерничать мне внове.

О, до чего ж твой взгляд упорно-черный!

«Да! – вдруг хриплю, нисколько не юля. –

Виновен я. В чем только ни виновен!

По мне давно уж плачет столб позорный,

а может быть, и мыльная петля».

Касательно картины Тинторетто

«Христос перед Пилатом»

триолет

Опрятному не виден ореол,

так зренье у опрятного устроено.

Не против он пророков и героев, но

опрятному не виден ореол.

Пилат ладони вымыл и обрел

спокойствие (а стража все ж утроена) –

опрятному не виден ореол,

так зренье у опрятного устроено.

К картине Гольбейна Младшего

«Генрих VIII»

два рондо

1

Поскольку он король, он тучен – в три обхвата.

Но со здоровьем у монарха плоховато:

одышка, колики, порою и запор,

бессонница, мигрень и зуд с недавних пор.

Еще в придачу, временами глуховат он.

Да, рядом плач – в ушах монарха будто вата.

А спорят палачи, чей тяжелей топор,

он превосходно слышит этот дальний спор,

поскольку он король.

О зрении своем он говорит с бравадой.

Однако на сирот глядит подслеповато,

калеку-кнехта же не видит и в упор…

Зато он разглядел, чей флот прошел Босфор

и кто принцессу гималайскую сосватал,

поскольку он король.

2

Будь он бродягой, был бы он, как волк, проворен,

и потому за ним не поспевали б хвори.

Он мог заснуть бы на булыжной мостовой

и пить, как тот же самый волк, вниз головой.

Он, в общем, был бы у чертей в фаворе.

Он слышал смерть бы в мало внятном разговоре,

что в сумерках завел упившийся конвой.

И сшиб бы он пьянчуг в момент тот роковой,

будь он бродягой.

О нем рассказ как о веселом добром воре

звучал стократно бы на слободском подворье,

где пропил он браслет (естественно, не свой).

О короле же и о челяди его

он думал редко бы и – как об алчной своре,

будь он бродягой.

Касательно картины

неизвестного художника

«Приход смерти»

катрен

Отшельник, и тот – по наитию –

втихую боится конца.

Хотя мы все – по развитию –

не вылупились из яйца.

Публикация Алексея Ланцова

_______________________________________________

Виталий Масюков (1934 – 2011) – поэт, прозаик, драматург. Родился в Краматорске. Учился в Литературном институте. Жил в Ульяновске. Автор книг стихов «Последняя радуга» (1997) и «Быть утром» (2008). Много лет руководил городским литературным объединением «Стрежень». Его оригинальный цикл стихотворных комментариев к картинам художников Возрождения публикуется впервые.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.