№6 2007


Содержание


Константин Крикунов. Дома зажигают в туманах. Стихи.
Александр Медведев. Аксиомы авангарда. Роман с квадратом.
Владимир Шемшученко. Наводнение. Стихи.
Елена Родченкова. Калинка- малинка. Рассказ.
Вадим Шамшурин. Обеденный час. Этюд.
Евгений Лукин. Памятник. Поэма.
Сергей Рац. Омут. Рассказ.
Молодые голоса:
Ирина Брунман. Считалочка. Стихи.
Сергей Берсенев. Волшебная палочка. Вариации.
Волгоградские гости:
Сергей Васильев. Маленькие элегии. Стихи.
Испанские гости:
Мигель Санде. Хаотическая траектория маятника. Стихи.(перевод с галисийского А.В Родосского)
Голос минувшего:
Кузьма Петров-Водкин. Из неопубликованных воспоминаний.
Владимир Алексеев. Девяностые годы. Записки.
Марина Дробышева. Разные судьбы. Очерк.
Александр Беззубцев-Кондаков. Зачем нам Уэльбек? Статья.
Андрей Неклюдов. Право на счастье. Рецензия.
Александр Акулов. Камень от входа. Рецензия.

SnowFalling

Марина ДРОБЫШЕВА

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

Очерк

Фильм «Разные судьбы» в актерской карьере Татьяны Пилецкой сыграл двоякую роль. В советской печати отмечалось, что актрисе удалось создать образ молодой женщины Тани Огневой, чрезвычайно привлекательной, но холодной, глубоко эгоистичной. По существу, она пыталась осмыслить значение отрицательных ценностей. Ведь тогда в искусстве социалистического реализма антиценности не имели самостоятельного значения. Позиция актрисы проявилась не в способности живописать благостные картины добра и счастья, а блестяще показать состояние эгоизма, жестокости, черствости. Однако после этого фильма Татьяну Пилецкую долгое время не приглашали сниматься, говорили, что «она – злая». Хотя актриса впоследствии продолжала играть добрых и милых героинь в фильмах «Олеко Дундич», «О моем друге», «Мать». Но даже роль простодушной Нади в фильме «Невеста» не вытеснила из сознания многих режиссеров образ Тани Огневой.

Между тем, Татьяна Пилецкая поражала зрителей своим разнообразным талантом. Снимаясь в фильме «Пирогов», она освоила школу верховой езды. А в фильме «Олеко Дундич» даже научилась объезжать лошадей. Быть может, в этом сказался нрав ее предков. Прабабушка Луиза Кессених сражалась на полях Отечественной войны 1812 года наравне с мужчинами. Она была награждена крестом и медалью за храбрость. Впоследствии Луиза Кессених стала владелицей небольшого загородного трактира «Красный кабачок» на 10-ой версте Петергофской дороги, а в Измайловском саду содержала танцкласс, подобный тому, который описывает М.Е. Салтыков-Щедрин в «Современной идиллии».

Наверное, любовь к танцам перешла и к Татьяне Пилецкой. О днях учебы в прославленной Академии русского балета имени А.Я. Вагановой напоминает детский блокадный дневник и фарфоровая фигурка юной балерины, вылепленная с нее известным художником А.Ф. Пахомовым для Ломоносовского фарфорового завода. Один экземпляр фигурки хранится в Русском музее, другой – у актрисы дома. Надо сказать, что впервые на профессиональную сцену артистка балета Татьяна Пилецкая вышла в театре «Буфф» в Измайловском саду – там, где когда-то ее прабабушка содержала танцкласс.

Татьяна Пилецкая проявила себя и в литературном творчестве. Из-под ее пера вышли книги «Серебряные нити» (1997) и «Хрустальные дожди» (2005). В них актриса повествует о немецких корнях своей семьи Урлауб.

Петербургская династия Урлауб начинается с художника Августа Урлауба. Он приехал в город на Неве в 1837 году из Любека. Его полотна пользовались популярностью. Картины «Лунный пейзаж» и «Стадо у руин» даже приобрел Русский музей. Потомки Августа Урлауба стали художниками, архитекторами, актерами, музыкантами, служили хористами в императорских театрах. В общем, были мастерами своего дела. Среди них – И.Я Урлауб, специалист оптических очковых стекол. Его мастерская находилась на Невском проспекте, дом № 44. В пенсне от Урлауба ходил сам А.П. Чехов. Другой Урлауб – Людвиг Яковлевич – принял участие в отделке залов Владимирского дворца, ныне Дома ученых.

Отец Татьяны Пилецкой – инженер-химик Людвиг Львович Урлауб обладал способностями к рисованию. В семейном архиве сохранились его пейзажи и портреты, в том числе и портрет его любимой дочери. А крестным отцом маленькой Татьяны стал друг Людвига Львовича – знаменитый художник К.С. Петров-Водкин. В 1937 году он написал «Портрет Татули, или Девочка с куклой». Это полотно находится сегодня в музее изобразительного искусства в Таллине.

Ни Татьяна, ни ее отец не стали художниками. А вот судьба ее внучки Елизаветы Пилецкой сложилась так, что она стала живописцем. В 1999 году Елизавета окончила Художественно-промышленную Академию имени Штиглица. Затем занималась реставрацией, возрождая к жизни многие произведения искусства. Среди них – «Натюрморт» XIX века неизвестного художника, икона с изображением Святого Серафима, «Елагино-Островская Гауптвахта» Адольфа Людюрнера.

Однажды Елизавета Пилецкая оказалась в мастерской художника И.В. Калинина. Тот показал только что отреставрированную картину Егора Урлауба «Исповедь». Брат ее прапрадедушки закончил Академию художеств, где учился вместе с И.Е. Репиным, В.Д. Поленовым, К.А. Савицким. За работу «Христос воскрешает дочь Иаира» художник был удостоен золотой медалью. Сегодня эта картина экспонируется в музее Латышского и Русского искусства в Риге.

Когда Елизавета обратилась к работам голландских живописцев XVIII века, например, копируя натюрморт Питера Касса «Завтрак с ветчиной», она лучше поняла суть предмета, ощутила его фактуру и форму. С тех пор ее любимым жанром стал натюрморт. Предметы на ее полотнах – будь то книги, составленные в стопку, кувшины, раковины, кубки, амулеты – наполнены особым внутренним смыслом. Они являются участниками драматургии художницы.

Картины Елизаветы Пилецкой напоминают колористическую гамму, пластику и форму полотен К.С. Петрова-Водкина, в частности, картину «Девочка с куклой», где изображена ее бабушка. Предметно-пространственное и декоративно-пластическое мышление К.С. Петрова-Водкина постигается художницей, оно близко ей по духу.

В то же время художественно-прикладное начало проявилось у Елизаветы Пилецкой в серии картин, посвященных временам года. Она изображает цветы: голубая сирень символизирует весну, тепло-желтые подсолнухи – лето, оранжевая рябина – осень, шишки и фиолетовые рождественские цветы – зиму. Картины из серии «Атмосфера смелости» написаны в манере сюрреалистических композиций. А через изображения страуса угадывается подтекст человеческих отношений.

Картины художницы – это неустанный поиск контактов с миром природы, поиск гармонии. Ее интересует переход одного состояния жизни в иное, игра со временем. Она рисует рыбу живую и рыбу окаменевшую. Полотно «Рыбы» навеяно посещением Ладоги. Иногда художница хочет посмотреть на мир через пространство, по которому ползет улитка. Она словно стремится расширить границы настоящего, заглянуть в прошлое. Это особенно заметно в триптихе «Освобождение души от телесных оков». О планетарном развитии человечества рассказывает ее композиция «Если слева земля – небо справа». Через иносказательность образов она размышляет о связи прошлого и настоящего. Ее волнуют и современные катастрофы. На одной из картин она пишет силуэты взорванных террористами небоскребов в Нью-Йорке, а у их подножья силуэт плачущего человека. Художница восприняла трагедию в Беслане как свою собственную и нарисовала автопортрет – с полотна на нас смотрит серьезное повзрослевшее лицо девочки-подростка, кусающей зеленое яблоко.

Архитектурные строения Николаевского собора и Коневецкого монастыря на картинах Елизаветы Пилецкой предстают как часть земного пространства. Для передачи прозрачности, голубизны неба, золотого мерцания куполов она использует смешанную технику – сухую кисть, мастехин для ощущения фактуры, объема мазка. Художница ведет постоянный поиск выразительности взаимодействия двух сил пространственной среды и предмета. Ее работы можно назвать философскими размышлениями, ведущими к поиску новых форм и направлений.

Сегодня картины Елизаветы Пилецкой экспонируются в галерее Музея декоративно-прикладного и промышленного искусства, в Доме Актера, в Союзе художников. Ее работы находятся в частных коллекциях США, Канады, Австралии, Голландии, Израиля.

В Германии, в Тюнгерсхайме, до сих пор сохранился дом, где жили Урлаубы. Один из переулков называется Урлабгессе – в честь прославленной семьи. Петербургские потомки Урлаубов достойно продолжают эту династию.

__________________________________________

Марина Дробышева – доктор искусствоведения, автор монографии «Далматинско-Дубровницкое Возрождение: творчество Марина Држича», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Санкт-Петербурга.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.