Николай ШУМАКОВ |
ГОЛОС МИНУВШЕГОНиколай ШУМАКОВ
МОЙ ОДНОКУРСНИК РУБЦОВ
Воспоминания О том, что есть замечательный поэт Николай Рубцов, я впервые услышал в 1963 году в камчатском поселке Палана от Юрия Трейстера. «Может быть, так и надо писать, как Рубцов? – задумчиво спросил он. – Просто и выразительно». Сам Трейстер сочинял нарочито усложненные стихи и любил модернистскую музыку вроде «флуоресценций» Кшиштова Пендерецкого.Я поступил в Литературный институт – в тот год он стал заочным. На летней сессии познакомился со многими однокашниками, в том числе с Рубцовым. Большинство поэтов вели себя шумно и самоуверенно, стихи читали громко, с напором. Так что тихому и скромному Коле с ними было не потягаться, да он и не старался подобным сомнительным способом обратить на себя внимание. Но о нем уже говорили как о настоящем, сложившемся поэте, что значило немало среди самоуверенных студентов, мнящих себя «гениями». Не припомню, чтобы кто-нибудь скептически или снисходительно отзывался о его стихах или ставил под сомнение его одаренность. Утверждали, будто он помнит наизусть всего Есенина. В остальном же он ничем не выделялся, был даже неприметнее большинства сокурсников.Вечером выхожу в коридор и с большим удивлением вижу чернобородого «камчадала» Юрия Трейстера.– Ты как здесь очутился?– Прилетел Колю Рубцова повидать. Пойдем к нему.В комнате дым коромыслом, шум и гам. Стол и пол залиты ядовитым красным вином. Валяются пустые бутылки, много полных: на выпивку Юра денег не жалел. Два-три человека одновременно читают стихи, кто-то кричит: я, дескать, настоящий поэт, а ты дерьмо!Коля безучастно сидел на кровати и не обращал ни малейшего внимания на куролесицу. Даже мне, привыкшему к разнузданной гульбе, стало не по себе. Побыл немного и ушел. Надо сказать, что очень пьяным я Рубцова никогда не видел.В общежитии студенты-заочники жили не дольше, чем в других местах. Просто в ограниченное время на ограниченном пространстве собирались люди, оторвавшиеся от семьи, от службы, от привычного образа жизни. И Рубцов жил не дольше других. Некоторые недоумевали, как же он среди этой гульбы умудряется писать столь чистые стихи. На что следовал ответ: большую часть года живет в деревне, пьет молоко, тогда и пишет.Никакого приятельства между нами не было. Ни я к нему, ни он ко мне особого интереса не проявляли. Иногда спросит:– Как там на Камчатке?– Не плохо. Вот бы тебе там пожить.– Нечего мне там делать.Кажется, он был больше сосредоточен на себе, почти всегда задумчив, грустен. Как-то, отправляясь в институт, я стоял на остановке. Мимо проходил Рубцов.– Коля, ты куда? Вон троллейбус, полупустой – хорошо доедем.– У меня и копеек нет на билет.– У меня есть, поехали.– Прогуляюсь пешком, подумаю.А шагать надо было через пол-Москвы, из Останкино до Тверского бульвара. Может быть, строчки в голове бродили…Даже среди безалаберного существования в общежитии его неприспособленность, бытовая беспомощность бросались в глаза. Однажды после очередного экзамена собрались в чьей-то комнате, «сбросились». На закуску определили серый студень под названием «собачья радость». Я запротестовал: надо поесть горячего. На рубль с мелочью купили хороший кусок мяса, я сварил кастрюлю фасолевого супа. Рубцов страшно удивился:– Как ты смог? - ел и головой качал: – Надо же, суп сварил!– Коля, это же просто.– А я вот не способен.Экзамены по литературе он сдавал легко, забивая преподавателей знанием стихов Пушкина, Тютчева, Блока, Есенина. Да и понимали, с кем имеют дело. Вместо ответа на вопрос предлагал: «Давайте я вам лучше стихи почитаю». И большинство, как правило, соглашалось. Труднее было с политэкономией, истматом, диаматом, историей КПСС. Негласно разрешалось пользоваться конспектами и даже учебниками, но попробуй за полчаса освоить марксистко-ленинскую премудрость. Помню, студент весьма солидного возраста бил себя кулаком в грудь и кричал:– Ненавижу капитализм! Люблю коммунизм!– Но хотя бы объясните, почему?– Ненавижу и все!Удовлетворительную оценку он все-таки получил. Не обладая подобным темпераментом, Рубцов со страдальческим выражением что-то тихо говорил, держа перед собой запись. Выходя на волю, вытирал пот со лба и облегченно вздыхал.Сдавали историю музыки. Я сказал ему садиться рядом. Уверенная, что никто ничего не знает, преподавательница не обращала внимания на подсказки. Мне достались симфонии Чайковского, Коле – балеты Прокофьева. Я ему написал конспект, кое-что рассказал. Он уверенно изложил то, что требовалось, а требовалось не так уж много. Преподавательница ахнула.Почти всегда Коля был окружен свитой. В нее входили молодые поэты, некоторые из них впоследствии стали довольно известными. Орущим, безобразничающим я его не видел. Хотя, говорят, всякое случалось – нрав, дескать, у него тяжеловат.Как-то сказал приятелю, что Коля на редкость смирный человек. «Ну, значит, ты его плохо знаешь», – ответил тот и привел в пример случай, на днях произошедший в общежитии. Коля получил какой-то гонорар, накупил бутылок. Скоро в шумной компании ему надоело.– Не хочу больше с вами пить! – заявил он и исчез, прихватив бутылку.В общежитии висели портреты классиков: Пушкина, Лермонтова и т.д. Утром портретов не обнаружили. Оказалось, что Коля перетащил их в «красный уголок», поставил вокруг себя и выпивал всю ночь с ними, чокаясь с каждым по отдельности.Скорее всего, многое здесь придумано – хотя бы потому, что не так-то просто снять тяжелый портрет со стены и отнести куда надо. Но, видимо, какая-то основа для сочинения занятной новеллы была, и ее с удовольствием пересказывали.В те времена бенгальскими огнями трещали стихи официального либерального поэта Евтушенко и официального модерниста Вознесенского. К Евтушенко отношение было ироническое, к Вознесенскому – более уважительное, потому что он не каялся на каждом углу в отличие от своего самовлюбленного собрата. А Роберт Рождественский воспринимался как официальный комсомольский стихотворец. И на этом фоне стихи Рубцова привлекали своей искренностью, простотой и естественной глубиной. В них ничего не было официозного, узкопартийного, искусственного. Он не орал, чтобы привлечь к себе внимание. Его стихи рождались из тишины, а не из суетливого шума литературной богемы. Характерно, что в его стихах не было и следа угарного общежитского разгула. Поэты, его окружавшие, относились к нему с нескрываемым почтением.Как-то сидели за столом в чьей-то комнате. Солнце било мне прямо в глаза, и я надел черные очки. А до этого попросил: «Коля, не читай, пожалуйста, стихи, им здесь не место». Он только молча кивнул головой, нисколько не обидевшись. Зато оскорбился Толя Азовский:– Мало того, что ты запретил читать стихи! Ты еще надел черные очки. Не смей смотреть на Рубцова сквозь черные очки!Я объяснил, что иначе больно глазам. Толя продолжал яриться, пытаясь сорвать злополучные очки. Я попросил:– Коля, скажи ему, чтобы утихомирился.– Прекрати, пусть сидит в чем хочет.Азовский мгновенно успокоился, хоть и продолжал ворчать .В последний раз видел Колю на следующий день после вручения дипломов, когда всем курсом фотографировались. Накануне мы с приятелями посидели в ресторане «Славянский базар». Ночь была тяжелой, утро еще тяжелей, но фотографироваться все-таки поехал. Сил не было подняться в верхние ряды, выждал время и остался стоять на асфальте. Приятель Леша Чиркин издевательски положил на мое плечо руку. Фотограф уже настраивал аппарат. По дорожке институтского садика брел Коля Рубцов. Вид у него был безрадостный. Я пригласил:– Коля, иди сюда, здесь есть место.Он пристроился рядом и на коллективном снимке получился чуть на отшибе.___________________________________________________________________________________
Николай Шумаков (1939-2008) – прозаик, автор книг «В горах ранний снег», «Построй свою ладью», «Уберите Моцарта!», «Зимние грезы» и других, член Союза писателей России. В 1963-1968 годах был студентом Литературного института имени Горького. Воспоминания о Н. Рубцове публикуются впервые. |