Марина ДРОБЫШЕВА |
СЛАВЯНСКИЙ МИР
ПОД МАСКОЙ ВЫДРЫ
Заметка
В 2008 году исполнилось 500 лет со дня рождения драматурга Марина Држича – яркого представителя эпохи Возрождения. Его имя вошло в календарь памятных дат ЮНЕСКО. Марин Држич родился в Дубровнике – центре славянской цивилизации на берегу Далматинской Адриатики. Его семья принадлежала к старинному патрицианскому роду, однако утратила свою знатность. Држичи стали купцами. Юный Марин Држич окончил латинскую школу, преуспев в сочинении стихов. Прекрасно играл на лютне, флейте, клавикордах. Занимался самообразованием – читал Плавта, Вергилия, Катулла. В восемнадцать лет принял духовный сан и стал клириком. А вскоре сенат направил его учиться в Италию. Здесь юноша посещал театральные постановки, участвовал в студенческих спектаклях и потерял интерес к учебе. Поступив на службу к австрийскому графу, он странствовал с ним по Европе, выполняя обязанности переводчика, секретаря, камердинера. Вернувшись домой, Марин Држич создал труппу и в 1548 году дебютировал в качестве драматурга и режиссера. Тогда в Дубровнике не было театрального здания, и спектакли разыгрывались на площади. Во время представления с моря подул сильный ветер – пришлось прервать действо. Спектакль был доигран актерами в следующем году, однако слава о талантливом постановщике разнеслась далеко за пределы Далмации. За свою скрытность он получил карнавальное прозвище Выдра. Комедия Марина Држича «Дундо Марое» повествовала о богатом купце из Дубровника, который отправил своего сына учиться во Флоренцию. Тот вскоре перебрался в Рим и, предавшись чувственным наслаждениям, растранжирил деньги, выданные на обучение. Обеспокоенный отец пустился следом. В конце концов, мудрый отец проучил блудного сына. Пьеса «Дундо Марое» по праву вошла в сокровищницу славянского Возрождения. В 1980 году ее поставили на берегах Невы. Роли исполняли артисты Большого драматического театра Николай Трофимов, Андрей Толубеев, Сергей Лосев и другие. В пьесе отразились не только перипетии личной судьбы драматурга. Марин Држич создал новый тип комедии, которая сочетала достижения Плавта и стилистику средневековой смеховой культуры. Она была насыщена гуманистическими идеями, обращенными к земной ипостаси человека. Автор нарисовал картины идеальной жизни, где «нет слов мое или твое, а все общее, всем принадлежит и каждый господин всего». Образ утопического государства, созданный драматургом почти за полвека до появления «Города Солнца» Кампанеллы, свидетельствовал о его знакомстве с политическими теориями Платона. Сам Марин Држич мечтал создать подобное государство в родном городе. Однако оттуда ему пришлось бежать в Венецию, где он жил за счет посещения обедов у богатых дубровницких эмигрантов. Тогда же Држич списался с флорентийским государем Козимо Медичи, призвав того совершить в Дубровнике государственный переворот: «чтобы осуществить этот план, достаточно будет послать пятьдесят добрых солдат с четырьмя капитанами и одним полковником. Между ними будет находиться один заранее известный кузнец, который знает, как открыть ворота. Далее обещаю Вам, что весь народ приступит к осуществлению этого доброго дела». Марин Држич симпатизировал Медичи, считая необходимым установить в Дубровниках его диктатуру – по мнению драматурга, идеальное государство должно быть абсолютистским. Очевидно, здесь сказалось влияние Николо Макиавелли, которого писатель хорошо знал. Между тем, переписка с флорентийским государем сыграла роковую роль в судьбе Држича. Он погиб в 1567 году при таинственных обстоятельствах. Марин Држич был погребен в венецианской церкви Dzanipolo без пышных церемоний, как бедный клирик. В памяти поколений великий драматург еще долго оставался скрытым под маской балагура с карнавальным прозвищем Выдра. _______________________________________________
Марина Дробышева – доктор искусствоведения, автор монографии «Далматинско-Дубровницкое Возрождение: творчество Марина Држича», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Санкт-Петербурга. |