№8 2008


Содержание


Борис Краснов. Время течет в обе стороны. Стихи.
Михаил Иванов. Ворковали голуби. Рассказ.
Борис Подопригора. Дуэль. Рассказ.
Алексей Ахматов. Танцует дерево в камине. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Мама и Миша. Рассказ.
Анатолий Аграфенин. В Кулдиге-где-где. Очерк.
Грузинские гости:
Владимир Саришвили. Старолондонские сонеты. Стихи.
Михаил Ананов. Мой добрый старший брат. Рассказ.
Ямбургские гости:
Сергей Смирнов. Туда, на прародину, в Индию. Стихи.
Галина Бестужева. Сияет радуги дуга. Стихи.
Сергей Порохов. Секретная жизнь Пушкина. Исследование.
Александр Беззубцев-Кондаков. «Противный» Розанов. Статья. /a>
Даниил Аль. Песни моего детства. Воспоминания.
Славянский мир
Марина Дробышева. Под маской Выдры. Заметка.
Отокар Бржезина. Движенье губ немых. Стихи. (Перевод О. Лихачевой)
Голос минувшего:
Николай Шумаков. Мой однокурсник Рубцов. Воспоминания.
Геннадий Григорьев. Я шел своим ночным дозором. Стихи. (предисловие и публикация Н. Голя).
Сергей Артемьев. Волшебная сила искусства. Байки.
Евгений Антипов. Симпозиум. Реплика.
Евгений Евдокимов. Здесь жил поэт. Заметка.
Евгений Лукин. Нам внятно все. Рецензия.
Сергей Вольский. Стихи и лопухи. Пародии.

SnowFalling

Марина ДРОБЫШЕВА

СЛАВЯНСКИЙ МИР


ПОД МАСКОЙ ВЫДРЫ

Заметка

В 2008 году исполнилось 500 лет со дня рождения драматурга Марина Држича – яркого представителя эпохи Возрождения. Его имя вошло в календарь памятных дат ЮНЕСКО.

Марин Држич родился в Дубровнике – центре славянской цивилизации на берегу Далматинской Адриатики. Его семья принадлежала к старинному патрицианскому роду, однако утратила свою знатность. Држичи стали купцами.

Юный Марин Држич окончил латинскую школу, преуспев в сочинении стихов. Прекрасно играл на лютне, флейте, клавикордах. Занимался самообразованием – читал Плавта, Вергилия, Катулла. В восемнадцать лет принял духовный сан и стал клириком. А вскоре сенат направил его учиться в Италию. Здесь юноша посещал театральные постановки, участвовал в студенческих спектаклях и потерял интерес к учебе. Поступив на службу к австрийскому графу, он странствовал с ним по Европе, выполняя обязанности переводчика, секретаря, камердинера.

Вернувшись домой, Марин Држич создал труппу и в 1548 году дебютировал в качестве драматурга и режиссера. Тогда в Дубровнике не было театрального здания, и спектакли разыгрывались на площади. Во время представления с моря подул сильный ветер – пришлось прервать действо. Спектакль был доигран актерами в следующем году, однако слава о талантливом постановщике разнеслась далеко за пределы Далмации. За свою скрытность он получил карнавальное прозвище Выдра.

Комедия Марина Држича «Дундо Марое» повествовала о богатом купце из Дубровника, который отправил своего сына учиться во Флоренцию. Тот вскоре перебрался в Рим и, предавшись чувственным наслаждениям, растранжирил деньги, выданные на обучение. Обеспокоенный отец пустился следом. В конце концов, мудрый отец проучил блудного сына.

Пьеса «Дундо Марое» по праву вошла в сокровищницу славянского Возрождения. В 1980 году ее поставили на берегах Невы. Роли исполняли артисты Большого драматического театра Николай Трофимов, Андрей Толубеев, Сергей Лосев и другие.

В пьесе отразились не только перипетии личной судьбы драматурга. Марин Држич создал новый тип комедии, которая сочетала достижения Плавта и стилистику средневековой смеховой культуры. Она была насыщена гуманистическими идеями, обращенными к земной ипостаси человека. Автор нарисовал картины идеальной жизни, где «нет слов мое или твое, а все общее, всем принадлежит и каждый господин всего».

Образ утопического государства, созданный драматургом почти за полвека до появления «Города Солнца» Кампанеллы, свидетельствовал о его знакомстве с политическими теориями Платона. Сам Марин Држич мечтал создать подобное государство в родном городе. Однако оттуда ему пришлось бежать в Венецию, где он ишлось бежать дневоковой жил за счет посещения обедов у богатых дубровницких эмигрантов. Тогда же Држич списался с флорентийским государем Козимо Медичи, призвав того совершить в Дубровнике государственный переворот: «чтобы осуществить этот план, достаточно будет послать пятьдесят добрых солдат с четырьмя капитанами и одним полковником. Между ними будет находиться один заранее известный кузнец, который знает, как открыть ворота. Далее обещаю Вам, что весь народ приступит к осуществлению этого доброго дела».

Марин Држич симпатизировал Медичи, считая необходимым установить в Дубровниках его диктатуру – по мнению драматурга, идеальное государство должно быть абсолютистским. Очевидно, здесь сказалось влияние Николо Макиавелли, которого писатель хорошо знал. Между тем, переписка с флорентийским государем сыграла роковую роль в судьбе Држича. Он погиб в 1567 году при таинственных обстоятельствах.

Марин Држич был погребен в венецианской церкви Dzanipolo без пышных церемоний, как бедный клирик. В памяти поколений великий драматург еще долго оставался скрытым под маской балагура с карнавальным прозвищем Выдра.

_______________________________________________

Марина Дробышева – доктор искусствоведения, автор монографии «Далматинско-Дубровницкое Возрождение: творчество Марина Држича», член Союза театральных деятелей и Союза журналистов Санкт-Петербурга.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.