Николай ГОЛЬ |
ГЛУБИННОЕ КАЛАМБУРЕНИЕ
Краткий курс истории литературы
У нас все время что-нибудь умирает: то критика, то роман, то рифма. Последнюю особенно жалко. Вот и захотелось доказать, что с ее помощью – даже используя только каламбурную или, в крайнем случае, полную рифму – можно до сих пор говорить более или менее осмысленные вещи.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
О форме и содержании
Что говорит поэтика про форму? Нелепо видеть в ней одну проформу. Но очень грустно, если содержанье У формы, так сказать, на содержанье.
О фабуле и сюжете Лапидарною строфа была –В ней таилась только фабула; дальше – больше: весь уже там событийный ход с сюжетом.
О метафоре
Метафоры (иначе скажем – тропы) – в поэзию проложенные тропы. К примеру, на странице прочитаем: «Роняетъ л с багряный свой уборъ»… Вздохнув, отложим книгу прочь и таем, очами сердца видя рощу: бор здесь ни при чем – ведь, черт возьми, у бора не может быть багряного убора! Всего одним навеянные образом, роятся мысли; вот таким-то образом из букв живых, из еров и из ятей встает картина мира без изъятий.
О гиперболе и литоте
Могли б адекватно, понятно, умно жить, Знать, что судьбоноснее: это ли, то-то, Но все-то гипербола хочет умножить, И все приуменьшить мечтает литота.
О фривольном жанре
Эротику не путай с порно! (Хотя порой различье спорно).
О поэзии
Поэзия меня не достает: Порой чего-то в ней недостает, А иногда случается иное; Когда певец, печалуясь и ноя, По струнам бьет, под этот перебор Я говорю: «Случился перебор - Ты банковал с певучей цитрой в связке, Но вместе с ней не банк сорвал, а связки». И пусть твердят, что я излишне строг К творцам изящных стихотворных строк, Не вылепить другого из меня им: Ведь это – вкус, а вкус неизменяем.
Разговор с одой об оде
«В чем же, ода, смысл твой просодический?» – я пытал ее и так, и сяк. Та в ответ: «Смешной вопрос. Одический жанр совсем со временем иссяк. Никуда теперь не суйся с одою. В новой для себя тружусь я сфере и пою: «Не мойте чашки содою, мойте чашки и тарелки с “Ферри!”»
Научная поэзия (образчик)
У пациента взяв анализ кала, Бациллу Анна Павловна искала. Вот палочкой берет она соскоп, Вот смотрит, чуть прищурясь, в микроскоп И говорит помощнице Агате: «В болотах тьмы кладет наука гати! Тут свет ума, научный пир, Агата! Вот он, микроб! Говна-то пирога-то!»
О басне
В басне – то же самое, что в притче, разве что сюжет у первой прытче. Истина лишь раз остра, а снова всуе повторенная, что вата. Басенная мудрая основа скукою банальности чревата… Мы все эти строки намарали, дабы встать потверже на морали: помни, баснописец - чтоб леченье вправду исцелить могло порок, ты не должен в вечном обличенье преступать разумности порог.
Гражданская поэзия (образчик)
Мы выглядим все не нелепо ли? Кругом – Пошехонье и чудь, И разве ж при этом не лепо ли Ны бяшеть – хотя бы чуть-чуть? Когда неотступны заботы И тягостна патока-ложь, Тогда убивают за боты, За чуни, за пару калош. Помыслить нам боязно, трусам, О лепте крупней, чем с пятак, И вот сотрясается трусом Великим духовный Спитак. Не выжить Ахиллу с пятою, А мне через общий раздрай С опухшею мордой спитою Дорога заказана в рай.
О французском экзистенциализме
Знать о Сартрах не хочу да Ануях; Как прочту – так хохочу, Да а ну их!
О постмодернизме
Когда прискучит в муках открывать, где скрылась мысль в замысловатом стиле, вы просто киньте книжку под кровать – и можете считать, что отомстили.
Самоучитель по созданию криминального чтива
Сочиняя роман, начинайте с пролога вы: древность; предки бросают княжон из ладей… А потом – современность: про деньги, про логово, где заложников прячет пижон и злодей. Будет эту интригу расследовать сладкая прокурорша – и что тут гадать на бобах: дома – с мужем, с уборкой, с кастрюлею, с латкою, а в бою – амазонка: с колена бабах! И накроют ребята злодея в укрывище, и пойдет прокурорша со службы домой, чтоб любимого мужа баюкать, укрыв еще пледом сверх одеяла: хоть хилый, да мой!
О литературоведческой конференции
Одни доклад внимательно прослушали, другие проболтали и прослушали, но и вторые, что ушами хлопали, докладчику не меньше первых хлопали.
Об авторских амбициях
Жалкий свой уход на дно итожа, авторы поют одно и то же – выдает нелепый гонор ария о желательности гонорария.
О семантике
Смысл до нас доходит через слово. Но до нас доходит через слово.
ПЕРСОНАЛИИ
Эзоп Прочти Эзопа! Острый разумТы обретешь при этом разом. А не прочтешь Эзопа ты -Познаешь все из опыта.
Гавриил Державин
Все стихи Державина нынешней державе на…
Иван Крылов
Был строг венком наяд овитый Крылов, мужчина ядовитый. Умел судить он об изъяне любом: о дуре-обезьяне, О хитрых лисах, об умишке, не слишком развитом у мишки. Ему в строку - любое лыко: вот царь зверей не вяжет лыка, вот кто-то хвалит петуха… Им даже суп воспет (уха). Вот и посажен дед Иван на постамент, как на диван.
Кондратий Рылеев
Переключались таланты Рылеева… Голос поэта безвременно стих, ибо однажды врубилось реле его на революцию, а не на стих. В петле тугой неизбежен кондратий. Сами порой к себе кличем беду мы. В битве с тиранами сгинул Кондратий. Где его песни? Где его думы?
Александр Пушкин
Поэзия – езда по круче… А Пушкин мог еще покруче: в потоке песен лихо рея, он мог и в ямбе, и в хорее, он в карты мог, в лото и прятки (когда искал девичьи прядки), он мог пуститься в вальс и в польку, он мог гречанку, финку, польку, он в шашки мог, в горелки тоже… Его способности итожа, скажу: он мог и в то, и в сё, за что и назван: «Наше всё».
Владимир Даль и Ксенофонт Полевой
Обожал Владимир Даль обходить родную даль. Раз приметил в поле Вова Ксенофонта Полевого: «Как-то грустно, Ксенофонт - мал и жалок сена фонд!» «Зря, - ответил Полевой, - ты устроил в поле вой. Свой словарь в поту рожай, не суди про урожай!»
Афанасий Фет
«Уж осень. На иве с елью Снежинки – как шубка с мехом, И места нет ни веселью, Ни летней любви со смехом. Мортиру с мокрым лафетом Сдвинуть скорее с луж бы», - Так писано было Фетом В период военной службы.
Лев Толстой
Нет того, кто б фыркнул: «Вот мура-то!», прочитавши про Хаджи-Мурата – ни славян, ни сакса нет, ни гота… Только кто читает про него-то?
Анна Ахматова
Я на правую руку надела перчатку с левой руки.
Счастья полного на деле в этой жизни нету, да, - потому что мы надели и не то, и не туда.
Сергей Есенин
Есенину хватало данных, с рождения от Бога данных. Пыль гувернанток, мусор бонн не приросли к нему. Сорбонн он не кончал. Иные былиблизки душе поэта были:он, хоть Эдгара По читал,при всем при том предпочиталвсем таинствам Ниобы – чайную. Но мощь имел необычайную!
Андрей Вознесенский
Ах, какая пора была! Сочинялась «Парабола», и, превыше Анд рея, мчалась слава Андрея. Жизнь казалась игрушками, треугольными грушками, все моря – по колени нам: ведь еще пока Лениным можно клясться и каяться… Как теперь-то икается?
_______________________________________________
Николай Голь – поэт, переводчик, публицист, автор книг «Речевая характеристика», «Наше наследие», «55 экземпляров» и других, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
|