№11 2010


Содержание


Борис Краснов. Подвал. Стихи.
Татьяна Алферова. Спектакль. Стихи.
Дмитрий Тарасов. Вера Веры. Рассказ.
Андрей Неклюдов. Капитан Морган. Рассказ.
Галина Гампер. Обратный отсчет. Стихи
Молодые голоса:
Элина Леонова. Караван. Стихи.
Вадим Шамшурин. Ночь наизнанку. Рассказ.
Кирилл Рябов. Птица жизнь. Рассказ.
Дмитрий Хоботнев. Навсегда. Рассказ.
Галина Илюхина. Болотный огонь. Стихи.
Голос минувшего:
Вера Шургая-Верейская. Книжных дел мастер. Статья.
Е. Матвеева, А. Толстиков. Таким мы его помним. Воспоминания.
Донецкие гости:
Валентина Ботева. Очаг. Стихи.
Пензенские гостии
Татьяна Кадникова. Куда летят собаки осенью? Стихи.
Михаил Устинов. Поэтическая вольность. Статья.
А. Беззубцев-Кондаков. Непредсказуемая реальность. Статья.
Петр Ильинский. Искушение и погоня. Исследование.
Русский мир:
Марьяна Голь (Израиль). Про жаркую страну. Рассказы.
Семен Каминский (США). Ангелы по пять. Рассказы.
Ольга Гришина (Бельгия). Завязь. Стихи.
Михаил Блехман (Канада). Творцы. Рассказ.
Борис Юдин (США). Удача. Запорожец. Рассказы.
Виталий Мельников. «То самое» Антона Чехова. Заметка.
Александр Мелихов. «Страсть дарит силы».(интервью Елены Елагиной)

SnowFalling

Борис КРАСНОВ

ПОДВАЛ

1

Это был подвал или полуподвал, разница

собственно говоря, не велика.

Жизнь торопилась сперва, теперь вот тащится,

тщательно превращая меня в старика.

В том подвале был чемодан с игрушками,

лампочка в чепчике из петель сквозных...

Вечера в подвале казались длинными и скучными –

цветными карандашами я раскрашивал их.

В углу за дверью там стоял веник,

присыпанный пылью нищего бытия,

Иногда и я там стоял, как пленник,

не понимая того, что я – это я.

В подвале ничего не знаешь заранее,

слезы не помогают – от них одна только соль.

Многого не понимал я, и это непонимание

делало меня живучим, как моль.

2

В подвале есть нечто эко-системное.

Жить там все равно что жить подо льдом.

Это пространство – по преимуществу темное,

даже лампочки в подвале вспыхивают с трудом.

Отковырнешь половицу, а там свои обитатели:

черви, мокрицы, длинноногие пауки.

До чего прихотлив, однако же, ум Создателя,

не жалел фантазии на всякие пустяки.

В подвале надо бы говорить шепотом,

в близком аду тебя не услышали чтоб.

Потому что подвал – это частично закопанный,

но не присыпанный землею гроб.

Близость к земле рождает тягу к небесному:

звездам, лунам и всяческим облакам.

Можно покинуть подвал через дыру телесную,

но часть тебя все равно останется там.

3

Взрослые в подвале постоянно ругались.

Это была форма их подвального бытия,

стиль выживания. Странно, что здесь рождались

дети. Что, например, здесь появился я.

Голова у меня уродилась большая,

взгляд был бессмысленный, ну а рот

(и в кого такой рот?)

кривой. Мама мучалась, выталкивая меня, рожая,

отец определил сразу, что я – идиот.

Спрятаться от шума не так уж легко в подвале.

Я уползал в угол, под стол или же под кровать,

реже забирался в шкаф. Меня искали,

находили, теряли, снова начинали искать.

Днем в подвале гремели кастрюлями,

тоскливый баян перепиливал тишину

узкой комнаты. Вечером двигали стульями,

швейная машинку стучала. Я отходил ко сну.

Но и по ночам там происходили скрипения,

шуршания, то зажигали, то гасили свет...

Тишина в подвале могло лишь одно объяснение

иметь – в подвале никого нет.

4

О, конь Троянский! – богатырь фаянсовый,

мне не оседлать тебя, не проехать верхом...

Я плохо держу ложку, мне платок подвязывают.

Перепачканный кашей, я думаю о своем.

Представляю город из кубиков цветных. Где чинно

гуляют медведи плюшевые и слоны.

Я восхищаюсь увиденным, и это, конечно, причина,

чтобы немедленно и обильно напрудить в штаны...

Наводнение в городе! И суета воздушная

пробегает по каналам, деревьям, кустам.

Каждый подвал превращается в каменную ловушку

для тех, кто еще ходить не умеет сам.

Подвал и канал – сообщающиеся сосуды.

И в прежней жизни было так уж заведено,

что вода в подвал к нам приходила оттуда,

куда у других обычно уходило дерьмо.

5

Запахи в подвале обитали разные –

обычно с левой или правой резьбой.

Одни пролетали сквозь нос как смазанные,

другие прокладывали себе путь борьбой.

Невозможно подвал до конца вынюхать –

отовсюду тайные источники бьют.

Только взрослые, из которых уж сердце вынуто,

без трепета чай свой на кухне пьют.

Особенно остры ощущенья и запахи,

когда возвращаешься из летнего далека.

Сырости лепестки, корешки затхлости

доводили меня до звериного столбняка.

Ключ в замке поворачивается с усилием,

словно переламывается железный зуб...

К подвалу можно было относиться, как к лилии,

но он с тобою всегда оставался груб.

6

Окна в подвал легко разбивать ногами.

Предпочтительнее это делать зимой.

Перед внешними подвал беззащитен врагами,

нечем ему в ответ выстрелить, кроме как: Боже мой!

В разбитые окна легко залетают льдины.

Они бьют посуду, обои на стенах рвут.

Они доказывают, что добро и зло – едины,

одно переходит в другое за пару-тройку минут.

Пьяные дураки – наша национальная гордость,

им во всем снисхождение. Видимо, потому

мы и ходим так часто с битыми мордами,

даже в своем собственном терему.

Ах, подвал-теремок, толчея в ступе.

Рамы починим, окно застеклим,

обои подклеим, посуду другую купим,

а что глаз подбили, так и хрен-то с ним!

7

Возвращаясь домой, поднимаются вверх по лестнице

все, кроме тех, кто живет в подвалах. Они,

обреченные, спускаются вниз. Из месяца

в месяц так проходят их дни.

Ниже колодца-двора – дна булыжного! –

жили мы, свой черствый хлеб преломив.

С поверхности жизни ничего лишнего

к нам не проникало: ни света, ни перспектив.

Но в подвале был шкаф, марганцовкой крашенный,

еще дедом сколоченный, – батискаф на мели! –

и я залезал туда, и со скоростью страшной

опускался к самому центру Земли.

В центре Земли ничего не происходило:

никто не ругался матом. Никто никогда

не ставил меня в угол. Там озеро было,

и в озере плавала мандариновая звезда.

8

Двор казался мне всегда продолженьем подвала –

те же серые стены, сырость и нищета.

Потолка настоящего двору лишь недоставало –

серые облака его заменяли. С листа

чистого ничего не рождается. В зрелости

понимаешь, что всякий начальный лист – сер.

И этой своей первородной серостью

он пропитывает и сердце, и интерьер.

Подвал всемогущ! Свои пальцы цепкие

свои корни подземные он затолкал

во все щели. К подобранной ржавой скрепке

приглядись внимательнее, и увидишь подвал!

Подвал всему! И весь мир – подвалище.

А мы – с оранжевыми абажурами, простаки,

бывшие холопы, батраки, теперь вот – товарищи.

Песочных часов немереные пески...

9

У подвала нет прошлого, лишь – настоящее.

Будущего у него тоже нет.

Оттоманка моя, душа болящая,

сожжена в крематории по дряхлости лет.

Абажур оранжевый, солнце дутое,

где теперь его ржавеет скелет?

Этажерка-пагода, красота утренняя,

даже слова теперь такого в употреблении нет.

Нет радиоточки с летящей чайкою,

дедовских табуретов, пестрых половиков.

Я – последний, кто в этом забвении участвует,

и забыть эти частности я уже готов.

Я живу теперь в тесном холодном бетонном улье,

подо мной подвал – но другой! – он ночами не спит.

Там бомжи пьют спирт, отливают пули...

И моя пуля за мною уже летит.

___________________________________________

Борис Краснов – поэт, прозаик, автор книг «Маятник», «Время огненных знаков» и других, член Союза писателей России.

 

Сайт редактора



 

Наши друзья















 

 

Designed by Business wordpress themes and Joomla templates.